Главная » Статьи » Мои статьи |
Шины, покрышки скутера (колеса)
Шины, покрышки скутера (колеса) Шины или колеса, кому как нравится называть, единственная вещь которая связывает скутер с землей. На шинах лежит очень большая ответственность. То есть небольшая неприятность с шинами может привести много отрицательных последствий. Поэтому, перед каждой поезкой нужно тщательно проверять шины, на видимые повреждения. Вот ниже будут описаны самые важные и может даже единственные свойства. Их три. Первое свойство: дорожная шина должна обеспечивать надежное сцепление с дорогой (согласитесь это не пустяк!). На чистом, сухом асфальте лучшим сцеплением обладает мягкая резина. Но минус мягкой резины в том, что она не прочная и быстро изнашивается, то есть требует к себе повышенного внимания и осторожности. Второе важное свойство шин, оно именно для заднего колеса, - реализовывать большой, как бы крутящий момент. Именно из-за этого задние покрышки на современных мотоциклах и максискутерах стали как минимум на 20-30% шире, чем, например, у мотоциклов прошлого тысячелетия. Но опять же перед нами появляется минус - из-за увеличившейся ширины покрышек шин, стали больше весеть колеса, и естественно больше стал весеть скутер, и вот в конце из-за этого ухудшилась маневренность нашего двухколесного транспорта. Третье, скорее всего для переднего колеса, - информативность. Покрышка должна «информировать» водителя о состоянии дорожного полотна. Минусы «подробной информации» - избыток вибраций, передаваемых от дороги, и вообще дискомфорт. В общем, выбор определенной покрышки для определенного мотоцикла зависит от многих факторов. Например, таких, как: стиль езды водителя, его водительских навыков,и наконец, материальных средств. Практика дает понять, что, чем опытнее и мудрее водитель, тем меньше своего внимания он уделяет конкретному бренду, а больше внимания уделяет состоянию покрышки, и давлению потому, что, в основном, все производители с МИРОВЫМ званием предлагают продукцию схожего уровня (короче говоря, не надо поддаваться на звание, имя или цену продукта, а надо выбирать покрышки, которые действительно испытаны многими водителями и о которых хорошо отзываются). Конструкция мотоциклетной покрышки По конструкции мотоциклетные покрышки подразделяются на два вида: радиальные и диагональные покрышки. Радиальные (RADIAL TYPE) шины обозначают латинской буквой «R», например, 180/55 R17. Диагональные (BIAS TYPE) покрышки знаком «-» (100/90 - 19), а если еще с поясом жесткости, тогда - буквой «В» (150/70 В17). На дорожных и спортивных мотоциклах в основном применяют шины RADIAL TYPE. Они наиболее стойки к деформациям, возникающим при высоких скоростях и нагрузках, обеспечивают более правильное пятно контакта. Нити каркаса радиальной шины располагаются в плоскостях, проходящих через осьвращения колеса и, соответственно, не перекрещиваются. Над каркасом располагается прочный, многослойный брекер с основой из стальных или синтетических нитей, воспринимающий и распределяющий нагрузки. В радиальной шине меньше внутреннее трение - отсюда выходит меньший нагрев. Диагональные (BIAS TYPE) шины значительно проще по конструкции и, соответственно, дешевле в производстве, чем RADIAL. Они более живучи на плохих дорогах, но тяжелее и имеют большие потери на внутреннее трение по сравнению с радиальными. Но все-таки, то что на плохих дорогах выдержиавают это несомненно плюс, ведь у нас, как говорят везде "хорошие" дороги =). Также, «диагоналки» отлично зарекомендовали себя на эндуро и кроссовых мотоциклах. В диагональной шине нити каркаса расположены под углом к направлению движения и перекрещиваются, в отличие, от радиальной. Число слоев корда в каркасе часто указывается в маркировке покрышки, это обычно от 2 до 6. Чем оно больше, тем, естественно, большую нагрузку может выдержать шина. Бывают также покрышки под названием: BIAS-BELTED. У них поверх каркаса располагается дополнительный укрепляющий пояс, как и у радиальных шин. Но это уже совсем другие покрышки. Посадка шины на обод и размеры Есть мнение, что хранящаяся более года резина теряет свои свойства. На самом деле это не так. Менеджер по развитию рынков сбыта в Восточной Европе компании Metzeler г-н Томас Бишоф объяснил, что раньше резина действительно довольно быстро начинала трескаться под воздействием солнечных лучей. Но уже более двадцати лет благодаря специальным добавкам шина может храниться без потери свойств минимум пять лет. Даже на улице. Единственный тип покрышек, к которому это не относится, - гоночные слики. Считается, что долго они на мотоцикле не стоят, а на складе солнечного света нет. Поэтому в состав их компаунда «лишние» компоненты не добавляют. РЕМОНТИРУЕМ БЕСКАМЕРНУЮ ШИНУ. Спустило колесо. Если это случилось при движении на высокой скорости по магистрали, вы и не заметите, что давление упало. Центробежная сила на скоростях более 160 км/ч не даст шине прожаться до обода. (Зато та же сила может выпустить воздух из колеса, «отжав» клапан ниппеля внутрь. Следите, чтобы на ниппеле всегда был накручен колпачок с уплотнительной резиновой прокладкой!) Неприятность обнаружится в самый неподходящий момент - на торможении. Чаще всего виновник прокола - гвоздь, саморез или кусок стекла - застревает в шине. Если у вас с собой нет специального набора для ремонта бескамерных шин, дело плохо, но не спешите извлекать саморез из колеса. Еще не все потеряно. Можно попробовать попросить насос у доброго автолюбителя, накачать колесо до максимального давления и поспешить на ближайший шиномонтаж. (Узнать о его местонахождении необходимо до того, как вы начнете качать дырявую покрышку, ибо на дорогу у вас будет не более семи минут.) Фокус не удался? Вызываем эвакуатор. Если же вы не понадеялись на авось и запаслись ремкомплектом, есть шанс уехать своим ходом. Аккуратно вынимаем саморез (гвоздь, стекло) из отверстия. Берем из набора специальный крючок - надфиль и вводим через дыру в полость шины. Возвратно-поступательными движениями обрабатываем внутреннюю поверхность отверстия. Не увлекаемся! Инструмент должен проходить в отверстие с Небольшим, но ощутимым сопротивлением. Выдавливаем в отверстие клей из набора. Берем каучуковый жгут (они бывают и круглой формы, и в виде восьмерки), также промазываем его клеем, подцепляем на крючок универсального инструмента и уверенным движением вставляем в отверстие. Дальнейший процесс настоящее искусство, кульминация всего действия, и каждый мастер выполняет его по-своему. Кто-то тянет плавно, нежно покачивая, кто-то тащит смело и резко. Смысл в том, чтобы вынуть инструмент из дырки так, чтобы вставленный жгут остался внутри. Несколько тренировок «на кошках» в гараже очень помогут, и на дороге вы играючи справитесь с ремонтом. После извлечения инструмента остается накачать колесо из баллонов со сжатым газом. Их нужно возить не менее двух, так как одного на заднее колесо не хватает. Помните, при накачке шины баллон охлаждается - не трогайте его голыми руками. В Европе принято считать, что ремонт при помощи жгутика не дает стопроцентной гарантии, так как под действием центробежной силы на высоких скоростях жгутик может покинуть покрышку. И несмотря на то, что в практике я такого не встречал, советую всем прислушаться к мнению европейских коллег. Загляните в сервис и попросите поменять жгут на более надежно закрепленный изнутри покрышки «грибок» или заплату. А вот прокол диаметром более 5 мм или в боковой части покрышки, или «грыжу» ремонтировать бесполезно. Как ни обидно. С такой шиной придется расстаться. СКОЛЬКО КАЧАТЬ? На любом серийном мотоцикле вы найдете табличку, на которой будет указано давление при движении в одиночестве и с пассажиром. В повседневной жизни можно спокойно следовать этим указаниям. Но в некоторых случаях от рекомендаций придется отступить. Прежде всего, это касается многофункциональных мотоциклов - эндуро. Обычно указания на них относятся к дорожным шинам, При замене шин на внедорожные давление обычно понижают. Как правило, оно не должно превышать 1,8-2 атм (для легких эндуро есть жесткие шины, в которых рекомендуют поддерживать и 1 атм). Внедорожные шины с давлением выше 2 атм ведут себя отвратительно и на асфальте, и на проселке! Зато на них можно аккуратно добраться до места ремонта и при проколе - если покрышку не провернет на ободе. При использовании спортивных мотоциклов на треке давление также необходимо уменьшать. «Печкой» для легких аппаратов можно считать 2,0 атм в переднем и 1,8 атм в заднем колесе. Снижение давления позволяет увеличить пятно контакта шины с дорогой, что особенно важно в поворотах. И не забудьте подкачать колесо после тренировки на треке! Езда с маленьким давлением по автомагистрали приведет к повышенному износу шин и может быть небезопасна (ведь на треке шина нагревается, за счет чего давление все же поднимается). Во время путешествий на загруженном дорожном мотоцикле для увеличения срока службы задней покрышки давление в ней можно увеличить до 3 атм. Но не делайте этого, если ваш маршрут проходит по извилистым горным дорогам или вы путешествуете в холодную погоду. КАК БАЛАНСИРОВАТЬ? Забирая мотоцикл из шиномонтажа, стоит проверить работу мастера. Прежде всего убедитесь, что стрелка, нарисованная на боку покрышки, соответствует направлению вращения колеса. При этом вид и форма протектора никаким образом должны вас смутить. Также важно, чтобы маркировка самой легкой части покрышки (обычно яркий кружок, нанесенный на боковину шины краской) находилась вблизи ниппеля. В противном случае колесо придется увесить дополнительными балансировочными грузиками, портящими вид мотоцикла. Очень многие мотоциклисты мучают сотрудников шиномонтажей, стремясь достичь идеальной динамической балансировки колеса. Напрасно! Прежде всего, ширина мотоциклетного обода (даже заднего) сравнительно невелика, как и возможный динамический дисбаланс. Более того, опытным путем проверено, что мотоциклист не может прочувствовать разновес менее 50 г на заднем и 25 г на переднем колесе. Именно поэтому на многих мотозаводах штатные грузики крепят на середину обода, а не на закраину, как у автомобилей. Более того, даже в соревнованиях мирового уровня, таких как WSBK, шины балансируют вручную, вращая колесо в специальных конусах и приклеив грузик напротив оказавшегося внизу участка обода. Дисбаланс в 10-15 г можно считать нормой и на этом балансировку прекратить. НА КАЖДОЙ ПОКРЫШКЕ ЕСТЬ ИНДИКАТОРЫ ИЗНОСА ПРОТЕКТОРА. КАК ПРАВИЛО, ЭТО ВИДИМЫЕ «ВЫПУКЛОСТИ» (ПЕРЕМЫЧКИ) В КАНАВКАХ ПРОТЕКТОРА. НА БОКОВИНЕ НАПРОТИВ ЭТИХ ИНДИКАТОРОВ СТОЯТ БУКВЫ TWI (TREAD WEAR INDICATOR). ЕСЛИ ИНДИКАТОР ХОТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ НАЧАЛ ИЗНАШИВАТЬСЯ, ШИНУ НЕОБХОДИМО НЕМЕДЛЕННО ЗАМЕНИТЬ. БЕЗ СОЖАЛЕНИЯ
| |
Просмотров: 365 | |
Всего комментариев: 0 | |